Источник: https://5.86385.3535.ru/parents/12936/

Безвыходная ситуация!? Вам нужна помощь?!

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в сложной жизненной ситуации"

Памятка для родителей

Как помочь ребенку в сложной жизненной ситуации

 Очень часто подростковые проблемы никому не интересны, кроме самих подростков. Родители заняты работой или собой, друзей или нет или не хочется посвящать в самое сокровенное. И остаются подростки со своими заботами одни.

Часто проблемы подростков кажутся взрослым надуманными, и это создает опасную ситуацию неоказания своевременной помощи. Хотя достаточно небольшого совета или вообще просто внимательно выслушать подростков, и проблемы разрешаются сами собой.

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Подросток осваивает новый для него мир, новые отношения и неизбежно, в силу отсутствия опыта, встречается с трудными ситуациями, которые ему непонятны и незнакомы. Применение собственных способностей и возможностей в таком случае может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми, порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности.

Признаки того, что подросток попал в трудную жизненную ситуацию:

  • нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;

  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;

  • сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;

  • появление сверхкритичности к себе;

  • разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;

  • нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней,

  • частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

  • несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

  • увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее,

  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;

  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

  • погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо,

  • отсутствие планов на будущее,

  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.

Способы помощи:

Отнеситесь серьезно к проблемам подростка, какими бы мелкими и надуманными они Вам не казались. Помните, что подросток крайне чувствительно и эмоционально реагирует на любое пренебрежение. Рассматривайте подростка как равную себе личность.

Внимательно слушайте то, о чем говорит подросток. Иногда невербальные знаки, мимика, жесты расскажут больше о состоянии человека, чем слова.

Если подросток делится с Вами своей проблемой, не используйте пустые утешения, предлагайте конструктивные пути выхода из ситуации, свою активную помощь

Проявляйте внимание и заботу. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

Не спорьте и не доказывайте подростку, что его проблемы «легко решаемы». Тем самым Вы можете усугубить ситуацию, потеряете доверие, ребенок замкнется в себе.

Вселяйте в подростка уверенность в собственных силах, покажите ему ценность его достижений, значимость того, чего он добился. Внушайте ему надежду на еще больший успех.

В случаях необходимости обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что, в сущности, подросток это ребенок, находящийся, в силу возрастных особенностей, в крайне уязвимом состоянии.

 

Электронная версия журнала «Семья и школа»

Журнал содержит информацию о ключевых аспектах воспитания и является средством для формирования системного коммуникативного пространства между  участниками воспитательного процесса.Электронная версия журнала «Семья и школа» доступна на сайте https://семьяишкола.рф

МОУ СОШ №5 г.Миллерово Ростовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

директор:  Филоненко Татьяна Ивановна

заместители директора: Лесовая Елена Александровна, Буевич Елена Викторовна, Сологубова Светлана Васильевна

заместитель директора по ХР: Пономарев Иван Владимирович

Адрес:346130, Ростовская область, г.Миллерово, ул.Фридриха Энгельса, 26

телефон/факс:8(86385)21767

e-mail: millschool5@yandex.ru